Кинофестиваль «Сталкер»

Жюри кинофестиваля «Сталкер» раздало призы

Награждение лауреатов завершившегося в Московском Доме кино XVIII Международного кинофестиваля «Сталкер» прошло под именем Андрея Дмитриевича Сахарова, – картина Дмитрия Завильгельского «Андрей Сахаров. По ту сторону окна» получила главный приз документального жюри, награду Управления верховного комиссара ООН по правам человека и «Слона» от жюри кинопрессы.

Вручая награду, президент фестиваля Вадим Абдрашитов отметил: «Помимо всего прочего, это толковый фильм, в основе которого лежит грамотно, профессионально написанный сценарий. Это чувствуется, это видно, этому подчинен видеоряд, монтажный ряд». С этим нельзя не согласиться — в картине впервые показаны рисунки академика Сахарова и звучит его голос, что позволило избежать «говорящих голов» и добавило живость и неординарность видеоряду.

Документальное жюри вручило также:

  • Приз «Сталкер» фильму «Такие люди» (режиссеры Ольга Арлаускас, Майя Данилевская) о социальных предпринимателях, которые делают бизнес по велению сердца;
  • Спецприз имени Георгия Жженова картине о дипломате и кинематографисте Михаиле Шапрове «Мой дед – цыган Шапиро» режиссера Игоря Холодкова;
  • Спецприз имени Сергея Говорухина ленте Михаила Комлева о последних ветеранах Великой Отечественной «Чтобы помнили».

Дипломы жюри получили фильмы:

  • «Мемориал» (режиссер Олег Гапонов),
  • «Совьетичи» (режиссер Олег Штром),
  • «Вот такие наши мечты» (режиссер Екатерина Головня),
  • «Люди дела» (режиссер Владимир Головнев).

В 2022 году на фестивале было достаточное количество документальных работ – 16 из 58 – практически четверть. И еще пять фильмов в информационной программе. Интерес зрителей к документальной программе иллюстрирует тот факт, что даже показы с платными билетами собирали полные залы.

Жюри кинофестиваля «Сталкер» раздало призы

Автор сценария Борис Альтшуллер. Фото Ирины Кретовой

В неигровой программе «Сталкера» хочется отметить картину «Оторванные» режиссера Владимира Кривова: с одной стороны, монолог одного чукчи, а с другой — целого народа. Монолог о жизни, о Родине, о том, что заставляет чукчей отрываться от своих корней. Представляя фильм, режиссер сказал, что до сих пор не может проанализировать, чем его поразила Чукотка, чем она отличается от других регионов арктической части России. «Это все на уровне ощущений, не могу рассказать», — добавил он. И он прав – эта работа ложится на душу на уровне ощущений и эмоций. Как и фильм Юлии Киселевой «Вспышки света», показанный в спецпрограмме. Это в самом деле вспышка, такой проблеск качественного научно-популярного кино. На уровне если не Владимира Кобрина, то Семена Райтбурта.

В большинстве работ показаны локальные истории отдельных людей и самое главное, что эта локальная история маленького человека становится сюжетом большого кино, показанного на большом экране. Это важно, особенно для документальных фильмов. Они достойны того, чтобы их увидел российский зритель.

Киновед Елена Ульянова


Комментариев нет
Оставить комментарий

Похожие материалы