«Андрей Тарковский. Невозвращение ветра»: фильм о художнике, меняющем души людей

Новый фильм Анастасии Крапивиной называется «Андрей Тарковский. Невозвращение ветра». Как сказал автор сценария картины Андрей Шемякин, «мы взяли за основу именно название «Невозвращение ветра». Все помнят Экклезиаст — возвращается ветер на круги своя, но герой «Сталкера» говорит иную фразу: «видимо, должен быть принцип — никогда не совершать необратимых поступков». Мы сняли фильм о необратимости. Он нежный, медитативный, если угодно. Мы постарались сделать его так, словно Андрей Арсеньевич с нами, но без нас».

И это — очень точная фраза. Картина вся сделана так, словно Тарковский — с нами. Его глазами мы видим старый дом, где Андрей жил с мамой и сестрой, небольшой уездный город Юрьевец, другой дом — в Москве на Шипке, третий, тоже в Москве, тот, откуда Андрей Арсеньевич уехал в Италию.

Он ехал в командировку снимать фильм. Остаться — не было в мыслях, но все подталкивало к этому. Слова, прозвучавшие на радио «Свобода» о решении не возвращаться, пронизаны болью — болью человека, которого вынудили покинуть Родину.

Фотографии, кадры и отрывки из фильмов — во всем этом сам Тарковский, его душа, его устремления, его жизнь. Все, кто говорит о мастере в картине — автор фильма «Шипок» Максим Гуреев, Евгений Цымбал, написавший книгу о Тарковском, музейные работники — любят Андрея Арсеньевича и его творчество, понимают его, они — его рупор в этом мире. Они несут творчество Тарковского нам. И их увлеченность этим очевидна.

«Андрей Тарковский. Невозвращение ветра»: фильм о художнике, меняющем души людей

Кадр из фильма «Андрей Тарковский. Невозвращение ветра»

Фильм очень целостный, он потрясающе снят и смонтирован: много интервью, но нет «говорящих голов», весь текст звучит за кадром, а в кадре — сам Тарковский — на фотографиях, в образах героев его картин, в русских пейзажах. Он собран как мозаичный пазл из отдельных, четко вставших в нужное место кусочков.

«Андрей Тарковский. Невозвращение ветра» — картина уникальная, как и ее герой. Она столь же многогранна, неординарна и зрелищна, как и творчество Андрея Тарковского. Мы погружаемся в его мир, и невозможно оторваться, хочется впитывать все до последней капли, при этом невозможно понять, почему сгорел дом на Шипке, почему в Москве нет музея Тарковского. Впрочем, таких «почему» очень много. И ответов, увы, нет.

Елена Ульянова, киновед


2 комментария
Cветлана
21 июня 2023 в 12:43

Замечательная статья, но режиссёр фильма указан не верно.

Ответить
    Виктория Степанова
    22 июня 2023 в 10:57

    Спасибо, Светлана! Исправили ошибку с режиссером.

    Ответить

Оставить комментарий

Похожие материалы