flee

Flee: история о бегстве от войны и поиске себя

Анимационный документальный фильм Flee («Побег») режиссера Йонаса Расмуссена о беженце из Афганистана был номинирован на «Оскар» в номинациях «Фильм на иностранном языке», «Анимационный полнометражный фильм» и «Документальный полнометражный фильм». Хоть Flee так и не получил награду, он все же вошел в историю премии как первый фильм, отмеченный в этих трех номинациях.

Анимационная форма позволяет передать давно прошедшие события по воспоминаниям главного героя Амина. Конечно, режиссер мог бы просто снять интервью с героем и перемешать его с архивной кинохроникой (которая, кстати, тоже присутствует в ленте). А отдельные эпизоды можно было воссоздать с помощью постановочной съемки, как, например, в «Тонкой голубой линии»

Но есть еще один нюанс — главный герой хотел сохранить приватность, чтобы обезопасить себя и свою семью. Поэтому анимационная форма стала единственно возможной, чтобы рассказать эту историю.

Кроме того, из фильма становится понятно, что режиссер с героем — близкие друзья, поэтому Расмуссен очень деликатен в общении с Амином и хочет помочь ему проработать травмирующий опыт побега в Данию от войны в Афганистане. 

Flee: история о бегстве от войны и поиске себя
Дисклеймер к вступительным титрам: «Это реальная история. Некоторые имена и локации изменены для защиты участников фильма»

Афганистан — место, которое ассоциируется у русских с терроризмом, разрухой, наркотрафиком, бессмысленными жертвами и смертью. Поэтому трудно абстрагироваться от этих записанных на подкорке стереотипов и поверить, что Кабул когда-то был пригодным для жизни местом и там мог вырасти такой тонко чувствующий и глубокий человек, как Амин. И он остался таким же, несмотря на все удары судьбы, которые сделали его нелюдимым и недоверчивым. 

Русские ветераны Афганской войны описывают афганцев как варваров и хладнокровных убийц. Однако в истории Амина такими предстают русские: милиционеры, обирающие беженцев и насилующие беспомощных афганских девочек и контрабандисты, готовые пристрелить старушку, чтобы та не задерживала побег. 

Однако, Амин не идеализирует и Европу, где нашел убежище, и США, где построил научную карьеру. Он прямо говорит о том, что террористов-моджахедов, от которых его семья бежала из Кабула, вооружали Штаты. Вспоминает, как на пути из России в Швецию катер с беженцами остановила эстонская береговая полиция, которая жестоко с ними обращалась и бросила в разрушенном доме в полной неопределенности.

Flee: история о бегстве от войны и поиске себя
Семья Амина в Москве

Смешанные чувства накатывают в момент, когда тот самый катер до Швеции дал течь из-за шторма на Балтийском море, и не умеющие плавать афганцы остались один на один с бушующей стихией. Вроде бы смотришь мультик, но от осознания, что это происходило с людьми наяву, внутри все переворачивается от ужаса.

Амин же вспоминает, как в тот момент терзался мыслью, кого спасать: страдающую гидрофобией маму или старшего брата. Причем тогда он даже не задумался, что сам не умеет плавать и тоже нуждается в спасении. Кажется, что в мировоззрении афганцев личные интересы всегда отходят на второй план, когда близкие в беде. 

Так, еще один старший брат героя, который успел сбежать в Швецию в 80-е, пожертвовал ради родных своими отношениями: девушка-финка бросила его, потому что он откладывал все заработанные деньги на вызволение родных из России. 

Амину миграция далась очень дорогой ценой: чтобы подростка снова не выслали в Москву, ему пришлось солгать миграционной службе, что вся его семья погибла в Афганистане и оборвать все контакты с родными на несколько лет.

Flee: история о бегстве от войны и поиске себя
Амин в пути в Данию

Помимо отречения от семьи, герой на чужбине проходил через еще одно тяжелое испытание: Амину предстояло принять свою гомосексуальную ориентацию, для обозначения которой у него на родине даже не существовало слова. Поэтому в датском центре для беженцев он просил лекарство от этого «недуга». Герой преодолел его, когда приехал в Швецию и открылся родным, которые даже не осудили его.

Но открываться другим людям оказалось больно и опасно: один из партнеров героя после ссоры пригрозил рассказать властям, что его история — ложь, после чего Амина могли депортировать в Россию. Долгие годы после расставания с тем человеком он боялся разоблачения, и с тех пор научная карьера и забота о семье стали главными приоритетами в его жизни. 

Даже встретив настоящую любовь — датчанина Каспера — Амин не может отпустить свое прошлое, полное жесткости и предательств. Поэтому до последнего скрывал от партнера, который выбирал для них загородный дом, что принял предложение несколько месяцев поработать в Штатах. И только рассказ о своем прошлом другу-режиссеру помог герою сбросить камень с души и освободить в ней место для любви и семейного счастья.

Flee: история о бегстве от войны и поиске себя
Амин и Каспер

А Расмуссену было важно рассказать эту историю и найти на нее финансирование, ведь в отличие от документальных работ, снятых на камеру в реальном времени, анимация требует гораздо больших вложений. Так, на странице фильма в «Википедии» указано, что на его производство было потрачено $3,4 млн, а в прокате он собрал всего $ 727,9 тысяч. 

Зачем режиссер попросил друга вспомнить самые темные моменты своей жизни, мне объяснил эпизод, в котором он говорит Амину: «Про тебя ходили слухи, что ты чуть ли не пешком дошел в Копенгаген из Кабула». И похоже, что Расмуссен хотел эти слухи развеять и показать тем, кто потешается над беженцами, какой ценой им достаются кров и еда, и вызвать к ним хоть немного сострадания. 

https://www.youtube.com/watch?v=WzUVeuX1u04

Комментариев нет
Оставить комментарий

Похожие материалы