НЕрасставание

«НЕрасставание»: история людей, живущих вместе после развода

Фильм Натальи Гугуевой «НЕрасставание» получил награды на индийском фестивале Roshani International Film Festival и российских — «Россия», «Флаэртиана», «Саратовские страдания», в том числе несколько призов зрительских симпатий. Чем же так полюбилась народу эта документальная мелодрама? Ответ напрашивается сам собой — правдой жизни.

Эта картина — личная и о личном: о любви, семье, браке и разводе. О невозможности расстаться, когда проросли друг в друга корнями, потому что человек все еще близок и дорог, даже если вы давным-давно развелись.

Олег и Вера Николаевы — хореографы. Он — балетмейстер с 40-летним стажем, она — хореограф-репетитор. Их объединяет танец, творчество и общее прошлое. Много лет назад они поставили точку в браке, но не в жизни друг друга.

Изредка бывшие муж и жена работают вместе и ездят в творческие командировки. Живут в одной квартире, готовят на одной кухне, спят в одной комнате и работают над одним спектаклем, в сюжете которого просматриваются этюды из их жизни.

«НЕрасставание»: история людей, живущих вместе после развода
Постер к фильму «НЕрасставание»

Олег — творец. Он наполняет своей энергетикой все пространство вокруг себя, а Вера — на вторых ролях — как в театре, так и в его жизни. Командировка подходит к концу. Вера и Олег прощаются на вокзале, но это не конец их истории, потому что у их истории нет конца. Они навсегда связаны воспоминаниями, сыном, творчеством, вечным браком.

Жизнь главных героев похожа на битву. Можно по-разному интерпретировать, за что конкретно она была: за внимание, честность, творчество, смелость, прощение, любовь, воспоминания. Но факт того, что битва велась, неоспорим. А если есть битва — всегда будет победа.

Режиссер живет со своими героями, следит за их судьбой, но это не подсматривание в замочную скважину, это открытое наблюдение и сопереживание. Камера Ирины Уральской тоже наблюдает за героями и стареется показать их зрителям живыми и открытыми, со всей искренностью и раскрепощенностью, на которую они способны.

И танцы, и сцена в ванной, и не всегда приличные диалоги — это жизнь, такая, какая она есть на самом деле. И именно это подкупает зрителя, позволяет ему возможность сопричастности героям и возможность примерить их ситуацию на себя — ведь на самом деле таких разведенных, но не расставшихся до конца супругов очень много.

«НЕрасставание»: история людей, живущих вместе после развода

Через описание героев сложно понять, кто они на самом деле. Разобраться помогают композиционные приемы, использованные режиссером: сменяющиеся кадры театра и сцен из съемной квартиры, сравнение театра с человеческой жизнью, эмоциональное напряжение, показанное через танцевальные этюды Олега и Веры, описание жизни самими героями. Через них зритель может воспринять смысл картины Натальи Гугуевой — нужно научиться прощать, забывать плохое и принимать свою судьбу такой, какая она есть.

Отметили картину и коллеги. «Фильм «НЕрасставание» пронизан каким-то по-чеховски тихим и пронзительным настроением, — считает режиссер Сергей Карандашов. — Ты, смотря фильм, думаешь о себе, и о своей жизни. И тебе становится больно… Но это светлая, очищающая боль и верный признак живого, настоящего кино». Именно за это настоящее в фильме он так близок зрителю, отдавшему за «НЕрасставание» голоса сразу на нескольких фестивалях.

Киновед Елена Ульянова

https://www.youtube.com/watch?v=-45tBkAyAYU

Комментариев нет
Оставить комментарий

Похожие материалы