«Оранжевый мяч»

Женский взгляд в кино: обзор фильмов с фестиваля «8 женщин»

Пятого марта в Москве стартовал кинофестиваль «8 женщин». Его главное отличие от других киносмотров — все картины (игровые, документальные, анимационные) сняты режиссерами-женщинами. А еще — восемь фильмов в каждой номинации, восемь призов, восемь членов жюри.

Остановимся подробнее на документальной программе — теперь она есть не на каждом фестивале, большинство предпочитают игровой формат, и в фаворе — короткий метр.

Документальных фильмов, как мы уже отметили, восемь. Есть среди них камерные работы — менее получаса, есть длиннее, одна — целых полтора часа. Некоторые картины чисто документальные, большинство — телевизионные, одна — научно-популярная.

Это «Вспышки света» Юлии Киселевой. Фильм о том, как наука помогает сегодня незрячим, и каково это – жить «в темноте». Когда смотришь на некоторых героев картины, вспоминается «Слепой музыкант» Короленко и то, как он радовался, что его ребенок родился зрячим, потому что жить, не видя окружающего, невероятно тяжело.

«Вспышки света»

Кадр из фильма «Вспышки света» Юлии Киселевой

Об этом рассказывают герои ленты, а о том, как им помочь — рассуждают в кадре ученые. Все это снято бережно по отношению к незрячим и захватывающе для зрителя. Вообще, увидев работы Юлии Киселевой, начинаешь верить в то, что научно-популярный кинематограф возродится.

«НЕрасставание» Натальи Гугуевой — документальная мелодрама. Часовая картина смотрится на одном дыхании, герои, их история не отпускают зрителя до самого конца. Я бы даже сказала, что это художественный фильм, настолько захватывает сюжет — видимо, благодаря этому лента получила сразу на нескольких фестивалях приз зрительских симпатий.

Любовь и неверность, развод и разлука — вот основные моменты их жизни. Они развелись, но никак не могут расстаться до конца — за столько лет брака стали друг другу родными. Картина великолепно снята Ириной Уральской, Анатолием Петригой — крупные планы, чувственный танец, природа — все это работает на драматургию фильма, и он выглядит очень цельным.

«НЕрасставание»

Кадр из фильма «НЕрасставание» Юлии Гугуевой

«Большой. Сезон» Анастасии Поповой — о том, что мы назвали бы изнанкой театра. Артисты балета и оперы, режиссеры и работники сцены рассказывает о том, что и как нужно сделать, чтобы спектакль состоялся. Мы видим то, что обычно не показывается зрителю — изнурительный труд репетиций, падения, травмы, слезы, когда что-то не получается, слышим мысли режиссера. Картина очень объемная — те самые полтора часа, и явно рассчитанная на телеэкран и рекламные паузы.

«Большой. Сезон»

Кадр из фильма «Большой. Сезон» Анастасии Поповой

На рекламные вставки рассчитан и фильм «Оранжевый мяч» Натальи Саврас. Картина рассказывает о подростковой баскетбольной команде и всех трудностях этого возраста. Лента не очень большая, динамичная, но местами сюжет провисает, и есть ощущение, что сейчас будет реклама, хотя, вполне возможно, что режиссер вовсе не думал об этом, когда снимал, но так вышло.

«Оранжевый мяч»

Кадр из фильма «Оранжевый мяч» Натальи Саврас

Еще один телефильм «Классик. Евгений Ташков» Юлии Герра, который она сняла о своем мастере. Ташков в самом деле очень хороший режиссер и педагог, и показано это бережно и с любовью, но картина чисто телевизионного формата типа цикла «Чтобы помнили» или «Серебряный шар».

«Классик. Евгений Ташков»

Кадр из фильма «Классик. Евгений Ташков» Юлии Герры

Чисто документальными я бы назвала «Грани добра» Анны Самойловой из Хабаровска, «Миры Майи» Марины Чувайловой из Екатеринбурга и «Четыре стихии. Московские истории» Ольги Лаптевой. Что характерно — две региональных студии, где сохранились мастера-документалисты, которые и сами снимают, и могут научить, как это делать.

Все три фильма — портреты людей, состоявшихся в профессии, и любящих свое дело и людей окружающих. Снято динамично, многое — ручной камерой, и смотрится так же динамично и интересно. Добротное, хорошее документальное кино.

«Четыре стихии. Московские истории»

Кадр из фильма «Четыре стихии. Московские истории» Ольги Лаптевой

киновед Елена Ульянова


Комментариев нет
Оставить комментарий

Похожие материалы