Ирина Белых

Ирина Белых: «В ФАНКе главный — зритель и его оценка»

Научное кино у многих ассоциируется с чем-то слишком академическим, сложным к восприятию и скучным. Организаторы Фестиваля актуального научного кино ФАНК принципиально меняют отношение к научным фильмам, собирая программу из эмоциональных, жизненных и понятных картин и связывая творчество и науку. Ирина Белых, программный директор ФАНК и продюсер Лаборатории научного кино, рассказала, как фестиваль помогает популяризировать науку.

Ирина, расскажи, пожалуйста, как созрела идея создания ФАНК?

— ФАНК был создан в 2015 году, но для меня история с научным кино началась в 2011, когда меня пригласили в Политехнический музей сделать кинофестиваль. Тогда о научном кино я знала очень мало, пришлось перелопатить много литературы, разузнать историю, пообщаться со всеми аналогичными фестивалями, чтобы придумать что-то свое.

Для меня, как и для большинства, научное и научно-популярное кино на тот момент в основном ассоциировалось с телевидением, а мне хотелось показать что-то принципиально другое.

В традиционном определении научно-популярное кино — это кино о предмете или явлении. Мне кажется, что сейчас такая история имеет меньше шансов, чем человеческая, в которой наука и технологии — контекст и обстоятельства. Так мы начали искать фильмы, которые вовлекали в науку через эмоции, живые человеческие истории, но при этом не исключали серьезную научную основу.

В условиях, когда найти практически любую информацию можно буквально в два клика, подход к научному кино, да и вообще к популяризации, меняется, кино должно в том числе вдохновлять и на самостоятельное исследование.

Фестиваль актуального научного кино

Фестиваль актуального научного кино

Какой сегодня главный посыл фестиваля? Какие цели вы ставите?

— Мы хотим сделать жизнь каждого зрителя интереснее, дать пищу для ума и вдохновения. А еще хотим развивать индустрию, создавать сообщество ученых и творческих людей и вместе с ними изобретать новое научное кино.

Если разложить это на более реальные задачи, мы хотим максимально расширить аудиторию научного кино, и благодаря проекту ДНК (Дни научного кино) у нас это получается. Мы исследуем все возможные грани сотрудничества ученых и кинематографистов и хотим привлекать больше режиссеров и творческих людей к интерпретации науки.

Еще есть цель развивать индустрию в практическом смысле — в 2021-м нам удалось организовать присутствие первой российской делегации на всемирном конгрессе научных продюсеров. Сейчас, к сожалению, это направление развивается не так активно. В 2022 году мы запустили и провели Лабораторию научного кино, в которой приняли участие 16 режиссеров. Ее итогом стал альманах «16 способов изменить мир».

В чем миссия Лаборатории? Вырастить новых режиссеров научно-популярного кино?

— Вообще, Лаборатория задумывалась уже очень давно, в 2015 или 2016 году, искали партнеров и ресурсы. Миссию я бы определила как создать междисциплинарное сообщество и дать импульс развитию индустрии.

Задача вырастить молодых режиссеров — одна из, мы также приглашали уже состоявшихся и опытных режиссеров, которые ранее не имели опыта создания научного кино. По отношению к ним это было желание погрузить в научный контекст, дать возможность понаблюдать, вдохновиться и начать думать в этом направлении.

ФАНК проводится при господдержке? Влияет ли это на концепцию?

— На самом деле, финансовую поддержку от Минобрнауки мы получали один раз, в 2015-м, когда впервые запускали Дни научного кино. Сейчас их поддержка — это информирование вузов и научных центров о возможности провести ДНК. До 2021-го финансирование было в основном за счет коммерческих спонсоров, грантов и посольств, в 2021-м нас впервые поддержал Минкульт, но на программной концепции это не отразилось.

Какой бюджет выделяется на проведение фестиваля и растет ли он год от года?

— Бюджет во многом зависит от наших усилий и возможностей наших партнеров. В 2021-22 годах мы получили от Министерства культуры примерно по 2 млн, в 23-м нам выделили 1 млн.

На проведение фестиваля в Москве и Дней научного кино по всей стране нужно значительно больше, обычно мы находим финансирование, но пару раз, когда не получалось найти партнеров, приходилось вкладывать в ФАНК деньги, полученные от других проектов.

За сколько начинается подготовка к проведению фестиваля?

— Подготовка начинается практически сразу после завершения предыдущего, в самом начале года, а иногда даже до завершения предыдущего. Программа собирается в режиме нон-стоп, я постоянно отслеживаю, какие фильмы снимаются или уже выходят, параллельно ищем финансирование, общаемся с партнерами, составляем предложения, пишем заявки. Самый активный момент — это, наверное, лето, когда согласуется и утверждается программа и расписание фестиваля.

Участники ФАНКа могут получить только приз зрительских симпатий. Почему нет награды экспертного жюри?

— Одна из проблем научного кино в том, что ему сложно выйти за пределы сообщества, мы занимаемся расширением этого сообщества и популяризацией научного кино на максимально широкую аудиторию, поэтому в фестивале главный — зритель и его оценка.

ФАНК

Ирина Белых с участниками фестиваля

В России не так много людей снимают научно-популярное кино. Как вы формируете программу и много ли заявок получаете? Приходится ли искать и приглашать режиссеров самостоятельно?

— Это правда, у нас есть отдельные режиссеры, но нет индустрии. Довольно большую часть нашей программы составляют зарубежные картины. Много фильмов я приглашаю не по заявкам, слежу за режиссерами, продакшнами, фестивалями и рынками, знаю, что где должно выйти. В этом году, кстати, мы хотим немного изменить программную концепцию. Хотим больше молодого, экспериментального кино, больше свежих идей и молодых режиссеров.

Пользуются ли спросом Дни научного кино? Легко ли найти организаторов в городах?

— Да, это однозначно очень успешный проект. Мы не ищем организаторов, они сами находят нас. У нас есть возможность сделать большой анонс, рассказать, что фестиваль стартует и показать программу, а дальше мы принимаем заявки.

В 2021-м их было около 900, показы провели более 500 площадок и 250 городов. Помимо крупных городов было много сел и поселков с населением несколько тысяч человек, им я всегда особенно радуюсь. Многие начинают писать и спрашивать про программу еще до того как мы запускаем анонсы.

С какими сложностями организаторы столкнулись в связи с событиями 2022 года? Сократилось ли количество заявок и иностранных участников?

— Да, участие зарубежных продюсеров сократилось, сократилась аудитория. В 2021-м у нас были солдауты, а в 22-м было меньше и зрителей, и площадок, присоединившихся к ДНК. Но, как ни странно, в этой камерности было больше прямого контакта с аудиторией: многие подходили, благодарили за фестиваль, говорили, что помогли отвлечься, почувствовать поддержку и найти своих людей.

Как фестиваль изменился за 8 лет? В каком направлении хотите его развивать дальше?

— Мне кажется, мы стали более узнаваемыми и сумели изменить отношение и значительно повысить интерес к научному кино. Нас хорошо знают в других странах, было несколько зарубежных фестивалей, которые хотели повторить наши Дни научного кино и обращались за консультациями.

Программная концепция до сегодняшнего дня менялась незначительно, в прошлом году мы сместили фокус с науки и технологий на человека, в этом году мы планируем более серьезные изменения.

Мы так же планируем фестиваль в Москве и Дни научного кино, в ближайшее время откроем прием заявок. Надеюсь, программа будет более экспериментальной и молодой. Мы будем принимать короткий и средний метр, возможно, сделаем несколько исторических программ. Также хотим сделать фокус на дискуссии и общение с режиссерами и учеными.


Комментариев нет
Оставить комментарий

Похожие материалы